·  Греческий Петербург

Как греки поселились
в Петербурге

·   Начало

Как греки поселились
в Петербурге

Связи России и Греции когда-то носили фундаментальный характер, и это в первую очередь связано с крещением Руси в Х веке. Первые греки стали селиться в Петербурге фактически со дня его основания, часто поступая на военную и гражданскую службу и пополняя число российских патриотов. Это были в основном моряки из портов Средиземноморья или бежавшие из Османской империи. Петр I ценил людей, сведущих в морском деле, и нанимал их для работы на Адмиралтейских верфях. Греки активно занимались торговлей. Между набережной реки Мойки и Миллионной улицей образовалась первая греческая слобода и был крупный Харчевый рынок.

После масштабного пожара греки образовали новую слободу в Песках, возле нынешнего Лиговского проспекта. Там позже была построена и греческая церковь.

К началу XXI века в Петербурге проживали 1154 грека (2010 г.), но в реальности греческое происхождение имели примерно 2,5 тысячи человек. За годы жизни в Северной столице греки активно ассимилировались с русским населением, ведь оба народа принадлежали к одной православной вере. Ныне большинство чистокровных греков – люди преклонного возраста, имеющие в половине случаев детей от смешанных браков. Одни считают себя греками, другие – русскими…

И жили бы они разрозненно в городе, если бы не начавшийся процесс возрождения Русской православной церкви в 1990-х годах. Рассказанная в СМИ история уничтожения Греческой церкви и надругательства над обнаруженными под нею останками мецената Дмитрия Бенардаки поразила многих горожан. Петербургские греки – Харлампий Кэссиди, его знакомые и друзья – объединились, чтобы восстановить историческую и человеческую справедливость, захоронив останки по православному порядку. В 2003 году был учрежден русско-греческий клуб имени Д. Е. Бенардаки под председательством Харлампия Кэссиди.

Члены клуба многое узнали о Бенардаки, одном из самых богатых людей России, основателе Сормовских заводов. На них впервые применялась передовая техника – паровые машины и подъемные краны. Здесь построили первую мартеновскую печь. По Волге ходили его пароходы. В Приамурье открывались золотые прииски. А в Петербурге Бенардаки взял на себя работы по сооружению северного и южного кронштадтских фарватеров, за что и был награжден орденом Святого Владимира сначала IV, а затем и III степени. Незадолго до смерти он получил дворянский титул.

Бенардаки дружил с многими поэтами и писателями России. Восхищался талантом Гоголя, помогал ему материально. Во втором томе «Мертвых душ» выведен богатый землевладелец, образцовый хозяин и добрый грек Костанжогло. Прототипом этого героя был Бенардаки.

Созданные им благотворительные фонды помогали нуждающимся учащимся петербургских мужских гимназий. Бенардаки опекал детей, осужденных за мелкие преступления, создал несколько земледельческих колоний и ремесленных приютов.

…В 1870 году император Александр II прибыл на Московский вокзал, чтобы проводить в последний путь Дмитрия Бенардаки (забальзамированное тело покойного привезли из Германии, где он скоропостижно скончался). Это, пожалуй, единственный случай в истории России, чтобы самодержец лично встречал гроб с телом человека, не принадлежавшего к императорской фамилии.

Отпевали Дмитрия Бенардаки в греческой посольской церкви Св. Дмитрия Солунского (сегодня на этом месте – БКЗ «Октябрьский»). Построил ее Дмитрий Егорович на собственные средства за четыре года до своей кончины. Бенардаки был погребен в алтаре под напольной плитой в богатом склепе.

Через столетие храм был взорван. 16 ноября 1962 года при разборке фундамента обнаружили склеп с металлическим гробом. В нем в деревянном саркофаге лежало хорошо сохранившееся забальзамированное тело богато одетого мужчины. При дальнейшем обследовании нашли монеты, награды, фотографии, а также жизнеописание умершего, из которого стало понятно, что останки принадлежат Д. Е. Бенардаки. Вместо того чтобы перезахоронить мецената, власти разобрали его, что называется, по косточкам. Голова попала в одно место, тело – в другое…

Долгие годы попытки петербургских греков найти останки Бенардаки были безрезультатными. И только в 2006 году в запасниках музея Бюро судебно-медицинской экспертизы были найдены фрагменты тела, которые с большой долей вероятности могли принадлежать ему. Сердце Бенардаки обнаружили в музее кафедры судебной медицины Государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова. Более пяти лет продолжались поиски и генетические экспертизы.

16 декабря 2010 года в духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской лавры петербуржцы вновь провожали в последний путь Дмитрия Егоровича Бенардаки. Все места были заняты, люди стояли в проходах. Здесь были девушки в туниках, седовласые греки, казаки, представители разных диаспор, греческие консулы. На сцене стоял небольшой красного дерева открытый гроб с прахом покойного: череп, мумифицированная рука, волосы в конверте, кости в полиэтиленовом мешке, а в прямоугольной колбе – сердце. На обитой синим бархатом крышке – портрет Бенардаки.

Останки были преданы земле в некрополе Александро-Невской лавры. А через год петербургские греки поставили на могиле памятник земляку.

Памятник другому известному эллину – подданному Российской империи графу Иоаннису Каподистрии (дипломату, ставшему первым президентом Греции) появился в 2003 году поблизости от взорванной церкви. Монумент был установлен по инициативе правительства Греции и на средства, собранные греческими общинами в России.

Выходец из богатой и знатной семьи, Каподистрия получил университетское медицинское образование. Начав свою карьеру лекарем на турецком корабле-госпитале, затем он возглавил российский военно-морской госпиталь эскадры под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова. Вскоре молодой граф Каподистрия стал секретарем законодательного совета республики на Ионических островах и статс-секретарем по иностранным делам. А в 1809 году Иоанниса пригласили на работу в дипломатическое ведомство России. На русской службе Каподистрия сделал головокружительную карьеру. В 1815-м он получил звание статс-секретаря по иностранным делам, а через год вместе с К. В. Нессельроде уже управлял Министерством иностранных дел.

В 1822 году Александр I отправил Каподистрию в бессрочный отпуск за грекофильские настроения во время греческого восстания. Иоаннис удалился в Женеву. В апреле 1827 года он был избран правителем Греции, завоевавшей независимость, а в октябре 1831-го убит заговорщиками.

Ирина Селиванова

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7075) от 20.12.2021 под заголовком «Греческий след на Песках».

Связи России и Греции когда-то носили фундаментальный характер, и это в первую очередь связано с крещением Руси в Х веке. Первые греки стали селиться в Петербурге фактически со дня его основания, часто поступая на военную и гражданскую службу и пополняя число российских патриотов. Это были в основном моряки из портов Средиземноморья или бежавшие из Османской империи. Петр I ценил людей, сведущих в морском деле, и нанимал их для работы на Адмиралтейских верфях. Греки активно занимались торговлей. Между набережной реки Мойки и Миллионной улицей образовалась первая греческая слобода и был крупный Харчевый рынок.

После масштабного пожара греки образовали новую слободу в Песках, возле нынешнего Лиговского проспекта. Там позже была построена и греческая церковь.

К началу XXI века в Петербурге проживали 1154 грека (2010 г.), но в реальности греческое происхождение имели примерно 2,5 тысячи человек. За годы жизни в Северной столице греки активно ассимилировались с русским населением, ведь оба народа принадлежали к одной православной вере. Ныне большинство чистокровных греков – люди преклонного возраста, имеющие в половине случаев детей от смешанных браков. Одни считают себя греками, другие – русскими…

И жили бы они разрозненно в городе, если бы не начавшийся процесс возрождения Русской православной церкви в 1990-х годах. Рассказанная в СМИ история уничтожения Греческой церкви и надругательства над обнаруженными под нею останками мецената Дмитрия Бенардаки поразила многих горожан. Петербургские греки – Харлампий Кэссиди, его знакомые и друзья – объединились, чтобы восстановить историческую и человеческую справедливость, захоронив останки по православному порядку. В 2003 году был учрежден русско-греческий клуб имени Д. Е. Бенардаки под председательством Харлампия Кэссиди.

Члены клуба многое узнали о Бенардаки, одном из самых богатых людей России, основателе Сормовских заводов. На них впервые применялась передовая техника – паровые машины и подъемные краны. Здесь построили первую мартеновскую печь. По Волге ходили его пароходы. В Приамурье открывались золотые прииски. А в Петербурге Бенардаки взял на себя работы по сооружению северного и южного кронштадтских фарватеров, за что и был награжден орденом Святого Владимира сначала IV, а затем и III степени. Незадолго до смерти он получил дворянский титул.

Бенардаки дружил с многими поэтами и писателями России. Восхищался талантом Гоголя, помогал ему материально. Во втором томе «Мертвых душ» выведен богатый землевладелец, образцовый хозяин и добрый грек Костанжогло. Прототипом этого героя был Бенардаки.

Созданные им благотворительные фонды помогали нуждающимся учащимся петербургских мужских гимназий. Бенардаки опекал детей, осужденных за мелкие преступления, создал несколько земледельческих колоний и ремесленных приютов.

…В 1870 году император Александр II прибыл на Московский вокзал, чтобы проводить в последний путь Дмитрия Бенардаки (забальзамированное тело покойного привезли из Германии, где он скоропостижно скончался). Это, пожалуй, единственный случай в истории России, чтобы самодержец лично встречал гроб с телом человека, не принадлежавшего к императорской фамилии.

Отпевали Дмитрия Бенардаки в греческой посольской церкви Св. Дмитрия Солунского (сегодня на этом месте – БКЗ «Октябрьский»). Построил ее Дмитрий Егорович на собственные средства за четыре года до своей кончины. Бенардаки был погребен в алтаре под напольной плитой в богатом склепе.

Через столетие храм был взорван. 16 ноября 1962 года при разборке фундамента обнаружили склеп с металлическим гробом. В нем в деревянном саркофаге лежало хорошо сохранившееся забальзамированное тело богато одетого мужчины. При дальнейшем обследовании нашли монеты, награды, фотографии, а также жизнеописание умершего, из которого стало понятно, что останки принадлежат Д. Е. Бенардаки. Вместо того чтобы перезахоронить мецената, власти разобрали его, что называется, по косточкам. Голова попала в одно место, тело – в другое…

Долгие годы попытки петербургских греков найти останки Бенардаки были безрезультатными. И только в 2006 году в запасниках музея Бюро судебно-медицинской экспертизы были найдены фрагменты тела, которые с большой долей вероятности могли принадлежать ему. Сердце Бенардаки обнаружили в музее кафедры судебной медицины Государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова. Более пяти лет продолжались поиски и генетические экспертизы.

16 декабря 2010 года в духовно-просветительском центре «Святодуховский» Александро-Невской лавры петербуржцы вновь провожали в последний путь Дмитрия Егоровича Бенардаки. Все места были заняты, люди стояли в проходах. Здесь были девушки в туниках, седовласые греки, казаки, представители разных диаспор, греческие консулы. На сцене стоял небольшой красного дерева открытый гроб с прахом покойного: череп, мумифицированная рука, волосы в конверте, кости в полиэтиленовом мешке, а в прямоугольной колбе – сердце. На обитой синим бархатом крышке – портрет Бенардаки.

Останки были преданы земле в некрополе Александро-Невской лавры. А через год петербургские греки поставили на могиле памятник земляку.

Памятник другому известному эллину – подданному Российской империи графу Иоаннису Каподистрии (дипломату, ставшему первым президентом Греции) появился в 2003 году поблизости от взорванной церкви. Монумент был установлен по инициативе правительства Греции и на средства, собранные греческими общинами в России.

Выходец из богатой и знатной семьи, Каподистрия получил университетское медицинское образование. Начав свою карьеру лекарем на турецком корабле-госпитале, затем он возглавил российский военно-морской госпиталь эскадры под командованием адмирала Ф. Ф. Ушакова. Вскоре молодой граф Каподистрия стал секретарем законодательного совета республики на Ионических островах и статс-секретарем по иностранным делам. А в 1809 году Иоанниса пригласили на работу в дипломатическое ведомство России. На русской службе Каподистрия сделал головокружительную карьеру. В 1815-м он получил звание статс-секретаря по иностранным делам, а через год вместе с К. В. Нессельроде уже управлял Министерством иностранных дел.

В 1822 году Александр I отправил Каподистрию в бессрочный отпуск за грекофильские настроения во время греческого восстания. Иоаннис удалился в Женеву. В апреле 1827 года он был избран правителем Греции, завоевавшей независимость, а в октябре 1831-го убит заговорщиками.

Ирина Селиванова

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (7075) от 20.12.2021 под заголовком «Греческий след на Песках».

Греческий
Петербург

С самого начала существования Санкт-Петербурга, в нём в небольшом количестве проживали греки. Первоначально греческая слобода находилась на северном берегу реки Мойки в районе Миллионной улицы. Основную часть греческой общины составляли мастеровые Адмиралтейской верфи.

После пожара 1735 года для Греческой слободы был определён участок рядом с Лиговским каналом. После окончания Крымской войны греческая община значительно выросла, и долгое время ее численность значительно не менялась. В Большой энциклопедии под редакцией Южакова, выходившей в конце ХIХ столетия, говорится, что «число всех греков в России по приблизительному подсчету около 80 тысяч», соответственно в Санкт Петербурге число греков вряд ли превышало 1000 человек. Век спустя численность российских греков мало изменилась. По данным Энциклопедии «Народы России», в 1989 году она составляла 91,7 тысячи человек.

Практически все нынешние петербургские греки обосновались на берегах Невы после войны. В конце 50-х к выходцам с Кавказа и Украины добавились политэмигранты, бежавшие из Греции в Ташкент после поражения в гражданской войне 1947-50 гг.

По неофициальным данным, в Петербурге проживает 2000—2500 греков, большинство из которых родом из черноморского побережья. 10 % родом из Мариуполя. Старшее поколение греков хорошо владеет греческим языком и проживало в местах компактного греческого поселения. Среди молодого поколения носителями языка являются 38 % опрошенных. В большинстве семей в качестве основного языка общения используется русский. Большинство греков Петербурга по сей день остаются религиозными и уже долгое время добиваются от властей восстановления греческого храма, помимо этого они отмечают день независимости Греции от Османской империи.

С самого начала существования Санкт-Петербурга, в нём в небольшом количестве проживали греки. Первоначально греческая слобода находилась на северном берегу реки Мойки в районе Миллионной улицы. Основную часть греческой общины составляли мастеровые Адмиралтейской верфи.

После пожара 1735 года для Греческой слободы был определён участок рядом с Лиговским каналом. После окончания Крымской войны греческая община значительно выросла, и долгое время ее численность значительно не менялась. В Большой энциклопедии под редакцией Южакова, выходившей в конце ХIХ столетия, говорится, что «число всех греков в России по приблизительному подсчету около 80 тысяч», соответственно в Санкт Петербурге число греков вряд ли превышало 1000 человек. Век спустя численность российских греков мало изменилась. По данным Энциклопедии «Народы России», в 1989 году она составляла 91,7 тысячи человек.

Практически все нынешние петербургские греки обосновались на берегах Невы после войны. В конце 50-х к выходцам с Кавказа и Украины добавились политэмигранты, бежавшие из Греции в Ташкент после поражения в гражданской войне 1947-50 гг.

По неофициальным данным, в Петербурге проживает 2000—2500 греков, большинство из которых родом из черноморского побережья. 10 % родом из Мариуполя. Старшее поколение греков хорошо владеет греческим языком и проживало в местах компактного греческого поселения. Среди молодого поколения носителями языка являются 38 % опрошенных. В большинстве семей в качестве основного языка общения используется русский. Большинство греков Петербурга по сей день остаются религиозными и уже долгое время добиваются от властей восстановления греческого храма, помимо этого они отмечают день независимости Греции от Османской империи.

+7 (921) 910-0300

Пн-Пт: с 9:00 до 18:00 по МСК

info@petropolis-spb.ru

Круглосуточно

petropolis-spb.ru

Петрополис

Наименование: РОО СПБ НОГ «ПЕТРОПОЛИС»
ИНН: 7814840932
КПП: 781401001
ОГРН: 1247800068834
Расчётный счёт: 40703810655000101533
Наименование: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК: 044030653
Корсчёт: 30101810500000000653
ИНН: 7707083893
КПП: 784243001

+7 (921) 910-0300

Пн-Пт: с 9:00 до 18:00 по МСК

info@petropolis-spb.ru

Круглосуточно

petropolis-spb.ru

Петрополис

Наименование: РОО СПБ НОГ «ПЕТРОПОЛИС»
ИНН: 7814840932
КПП: 781401001
ОГРН: 1247800068834
Расчётный счёт: 40703810655000101533
Наименование: СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ БАНК ПАО СБЕРБАНК
БИК: 044030653
Корсчёт: 30101810500000000653
ИНН: 7707083893
КПП: 784243001

© 2025 РОО СПБ НОГ «ПЕТРОПОЛИС»